Скульптура

Артемов Георгий Калистратович. 1892–1965

Русский живописец, график, скульптор, сценограф. Сын военного врача и атамана станицы Урюпинская. Мать была медицинским работником, рисовала, интересовалась театром. В 1899–1905 учился в Новочеркасском Донском Императора Александра III кадетском корпусе. В 1906–1907 посещал в Ростове-на-Дону рисовальные классы, возглавляемые И. С. Богатыревым, выпускником Российской Академии художеств, и А. С. Чиненовым, методы преподавания которого получили признание на всемирной выставке в Париже. В 1910 приехал в Москву и поступил в МУЖВЗ в мастерскую К. А. Коровина В 1911 г. провел в Ростове-на-Дону персональную выставку, на которой представил около 50 работ: портреты и натюрморты. Участвовал в выставках Общества изящных искусств в 1912–1914 и др. В 1913 Артёмов приехал в Париж, нашел приют у О. Цадкина, который ввел его в круг художников-монпарнасцев. C началом Первой мировой войны вступил в 1-й Иностранный полк. В 1915 был тяжело ранен в Шампани, награждён Военным Крестом и направлен на длительное лечение в Савойю. В 1920 эмигрировал в Константинополь. В 1921 вступил в Союз русских художников за рубежом и выставлялся в Таксиме в казарме Мак—Маона. Здесь познакомился с молодой художницей Лидией Никаноровой, которая позже стала его женой. В 1924 семья переехала на Корсику. В 1925 Георгий и Лидия вступили в Союз русских художников в Париже. Георгий занимался скульптурой, писал натюрморты с рыбами и пейзажи. В 1927–1938 участвовал в выставках в Салоне художников-декораторов, входил в ассоциацию художников-анималистов и участвовал в ее выставках в галерее Э. Брандта в Париже. Работал как скульптор и живописец, создавал скульптуры, барельефы и горельефы из дерева африканских пород. Главные темы пластики ― женские фигуры и животные. В живописном творчестве преобладали портреты и натюрморты. В апреле 1930 провел совместно с женой выставку в галерее R. Zivy. В 1927 г. получил серебряную медаль салона Общества французских художников, в 1928 — золотую медаль Салона художников-декораторов, в 1937 — золотую медаль за деревянные скульптуры животных на Всемирной выставке в Париже. В 1940 Артёмов бежал на юг, в Кастельнодари, потом в Тулузу. Работал в монументальном жанре: создал витраж для церкви Криста Руа и два панно «Охота на львов». Вскоре художник переехал в Сорез, где прожил десять лет и женился вторично на художнице Жанне Астр. В 1945 у них родилась дочь Мария. В 1952 семья переехала в Ревель, где Мастерская Артёмова стала настоящим центром культурной жизни города. Умер после продолжительной болезни в 1965, похоронен в Водрее. Посмертные выставки состоялись в Муниципальном театре в Каркассонне (1968), Городском культурном центре Тулузы (1975, 1992), мастерской художника в Ревеле (1980), в Центре Терон-Перье в Кастре (1990), Бонифачо (1992).

Альбатрос. 1930-е

Дерево
Провенанс: Работа происходит из собрания Марии Артемовой, дочери художника
Выставки: «Георгий Артемов» (2014, Москва, галерея «Эритаж»)

Импала с поднятыми ногами. 1930-е

Дерево, резьба
142х30х24 см

Импала с согнутыми ногами. 1930-е

Дерево, резьба
174х32х32 см

Панно «Охота». 1930-е

Дерево, резьба
82х260 см

Панно «Амазонка». 1958

Дерево, резьба, масло, золотая краска
124х109 см

Чипарус Деметр. 1886–1947

Румынский скульптор эпохи Ар Деко. Жил и работал в Париже.
В 1909 уехал в Италии, где учился у скульптора Раффаелло Романнели. В 1912 эмигрировал в Париж, посещал Парижскую Академию Изящных искусств. Экспонировал свои первые жанровые работы в пластике малых форм на Парижском Салоне в 1914. В 1920 сложился зрелый стиль мастера, который в дальнейшем стал самым ярким воплощением стиля Ар Деко в жанре декоративной кабинетной скульптуры. Чипарус работал преимущественно над темой танцовщиц и балерин, экспериментируя с силуэтом и формами. Большая часть прав на реализацию скульптур Чипаруса была приобретена бронзолитейным заводом Edmond Etling et Cie, директором которого был Жюльен Дрейфус. Мастерские Les Neveux de J. Lehmann были вторым бронзолитейным заводом, постоянно сотрудничавшим с Чипарусом. Работы Чипаруса являются абсолютным отражением своего времени, воплощением духа 1920–1930-х гг. Опираясь на старейшую парижскую традицию высококачественного декоративного искусства. Интерес к работам Чипаруса появился в 1970-е и значительно возрастает, в том числе и в России.

Аюта. Первая треть XX в.

Бронза, патинирование, слоновая кость, постамент из оникса
Высота: 28 см
На постаменте подпись: D.H. Chiparus
Экспертное заключение: Франк Байли

Знаменитая «Аюта» Чипаруса стала одним из символов балетных работ мастера. Образы танцовщиц, исполненные в хрисоэлефантинной технике (сочетание бронзы и слоновой кости) принесли огромную известность скульптору. Большое влияние на творчество Чипаруса оказали русские балеты антрепризы С. П. Дягилева. Модель представлена в развевающейся плиссированной юбке, вошедшей в моду в 1910 — 1920-е гг. благодаря увлечению древнегреческим искусством. Платье со множеством складок (т.н. «дельфийское платье») было создано модельером М. Фортуни, постоянными клиентками которого были авангардные танцовщицы Айседора Дункан и Рут Денис. Произведение выполнено на высоком художественном и техническом уровне. Представляет музейный интерес.

Дурга (Dourga). 1930-е–1940-е

Бронза, литье, патинирование, слоновая кость, постамент (мрамор, оникс)
Высота: 35 см

Русский балет, искусство Египта и Востока в целом оказали сильное влияние на творчество Д. Чипаруса. Произведение выполнено на высоком художественном и техническом уровне. Представляет музейный интерес.