Живопись

Артемов Георгий Калистратович. 1892–1965

Русский живописец, график, скульптор, сценограф. Сын военного врача и атамана станицы Урюпинская. Мать была медицинским работником, рисовала, интересовалась театром. В 1899–1905 учился в Новочеркасском Донском Императора Александра III кадетском корпусе. В 1906–1907 посещал в Ростове-на-Дону рисовальные классы, возглавляемые И. С. Богатыревым, выпускником Российской Академии художеств, и А. С. Чиненовым, методы преподавания которого получили признание на всемирной выставке в Париже. В 1910 приехал в Москву и поступил в МУЖВЗ в мастерскую К. А. Коровина В 1911 г. провел в Ростове-на-Дону персональную выставку, на которой представил около 50 работ: портреты и натюрморты. Участвовал в выставках Общества изящных искусств в 1912–1914 и др. В 1913 Артёмов приехал в Париж, нашел приют у О. Цадкина, который ввел его в круг художников-монпарнасцев. C началом Первой мировой войны вступил в 1-й Иностранный полк. В 1915 был тяжело ранен в Шампани, награждён Военным Крестом и направлен на длительное лечение в Савойю. В 1920 эмигрировал в Константинополь. В 1921 вступил в Союз русских художников за рубежом и выставлялся в Таксиме в казарме Мак—Маона. Здесь познакомился с молодой художницей Лидией Никаноровой, которая позже стала его женой. В 1924 семья переехала на Корсику. В 1925 Георгий и Лидия вступили в Союз русских художников в Париже. Георгий занимался скульптурой, писал натюрморты с рыбами и пейзажи. В 1927–1938 участвовал в выставках в Салоне художников-декораторов, входил в ассоциацию художников-анималистов и участвовал в ее выставках в галерее Э. Брандта в Париже. Работал как скульптор и живописец, создавал скульптуры, барельефы и горельефы из дерева африканских пород. Главные темы пластики ― женские фигуры и животные. В живописном творчестве преобладали портреты и натюрморты. В апреле 1930 провел совместно с женой выставку в галерее R. Zivy. В 1927 г. получил серебряную медаль салона Общества французских художников, в 1928 — золотую медаль Салона художников-декораторов, в 1937 — золотую медаль за деревянные скульптуры животных на Всемирной выставке в Париже. В 1940 Артёмов бежал на юг, в Кастельнодари, потом в Тулузу. Работал в монументальном жанре: создал витраж для церкви Криста Руа и два панно «Охота на львов». Вскоре художник переехал в Сорез, где прожил десять лет и женился вторично на художнице Жанне Астр. В 1945 у них родилась дочь Мария. В 1952 семья переехала в Ревель, где Мастерская Артёмова стала настоящим центром культурной жизни города. Умер после продолжительной болезни в 1965, похоронен в Водрее. Посмертные выставки состоялись в Муниципальном театре в Каркассонне (1968), Городском культурном центре Тулузы (1975, 1992), мастерской художника в Ревеле (1980), в Центре Терон-Перье в Кастре (1990), Бонифачо (1992).

Француаза. Модель художника

Оргалит, масло; 41×33 см