Графика

Эрте (Тыртов) Роман Петрович. 1892–1990

График, сценограф, модельер.
Представитель старинного рода, ведущего начало от татарского хана Тырта.
Сын потомственного морского офицера, начальника Морского инженерного училища. Первые уроки живописи получил у И. Е. Репина, занимался у художника Д. Лосевского. В 1912 уехал из России, обосновался в Париже. Посещал Академию Р.Жульена (класс исторической живописи Ж.-П. Лоранса), затем занимался самостоятельно. Взял псевдоним Эрте (по первым буквам имени и фамилии). В 1913 начал работать у кутюрье Поля Пуаре вместе с художником Жозе Зимора и Полем Ирибом. Занялся сценографией, исполнил эскизы костюмов для спектакля Маты Хари «Минарет» в театре Renessance. В 1914 перебрался в Монте-Карло. В 1915 заключил долгосрочный контракт с журналом Harper’s Bazar, для которого нарисовал более ста обложек за последующие 22 года. В 1917–1927 оформлял постановки в мюзик-холле «Folies Bergere», сотрудничал с С. П. Дягилевым. Исполнял эскизы декораций и костюмов для бродвейских мюзик-холлов и Чикагской оперы. Создавал костюмы для балетных номеров Анны Павловой. В 1933 начал многолетнее сотрудничество с парижским варьете «Баль Табарэн». В 1920–1930-е создавал рисунки для тканей, верхней одежды, обуви, аксессуаров в стили ар деко. Преимущественно работал в области сценографии, сотрудничая с театрами Парижа, Чикаго, Нью-Йорка, Лондона, Марселя, Рима, Барселоны, Мадрида и Бейруту. В 1964 обратился к скульптуре, создавал абстрактные композиции. В 1964 состоялась первая персональная выставка в Париже, в 1967–1968 выставка в Лондоне и музее Метрополитен в Нью-Йорке. В 1969–1973 состоялась серия персональных выставок в Париже, Чикаго, Нью-Йорке, Мехико, Палермо и Милане.

Эскиз костюма для постановки ревю «Птицы». 1926

Бумага черная, гуашь, золотая краска; 28,5×39 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев
Провенанс: собрание Гюнтера Закса, немецкого фотографа, кинодокументалиста, искусствоведа, коллекционера

Эскиз исполнен в характерной манере для стиля ар деко, предназначался для одного их номеров в мюзик-холле «Фоли Бирже» (Folies Bergere).

Ева. Эскиз костюма для постановки ревю «Триумф женщины». 1926

Бумага, гуашь, тушь, перо, кисть, золотая и серебряные краски; 28,5×38,5 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев
Провенанс: собрание Гюнтера Закса, немецкого фотографа, кинодокументалиста, искусствоведа, коллекционера

Безразличие. Эскиз костюма для постановки ревю «Мистерия масок». 1926

Бумага, тушь, перо, кисть, серебряная краска; 38,5×28,3 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев
Провенанс: собрание Гюнтера Закса, немецкого фотографа, кинодокументалиста, искусствоведа, коллекционера

Дама с собакой. Эскиз костюма. 1930-е

Бумага, пошуар; 39×28 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев

Работа была исполнена художником для своего собственного портфолию лучших эскизов костюмов.