Графика

Ларионов Михаил Фёдорович. 1881–1964

Живописец, график, театральный художник.
Родился в семье военного фельдшера. Детство провел на юге России, куда в зрелом возрасте часто возвращался на летние этюды. В 1898 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами (его трижды исключали за художественное вольномыслие) учился до 1910 у К. А. Коровина и В. А. Серова. В 1900 в училище же познакомился с Н. С. Гончаровой, ставшей впоследствии его женой и соавтором многих его работ.
С начала 1900 Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе. Большое влияние на него в это время оказывали французские живописцы, и ученический период его творчества можно назвать импрессионистическим. Ларионов экспонировался на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, «Мира искусства», на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 в Париже — и везде его картины пользовались большим успехом.
В 1907–1912 художник несколько отошел от импрессионизма и занялся освоением городского изо-фольклора, перенимая приемы росписи вывески и подноса, лубка и т. д. В духе «примитива» были написаны серии «Франты», «Парикмахеры» (1907) и сценки провинциального быта. В 1910 Ларионов вошел в объединение «Бубновый валет», на выставке которого было показано полотно «Хлеб», напоминающее вывеску булочной. Примитивизм Ларионова находил источники вдохновения даже в рисунках и надписях на заборах.
В период сотрудничества с поэтами-футуристами, Ларионов иллюстрировал их издания (например, «Помаду» Кручёных в 1912), исполнил серию литографированных открыток, повторявших его живописные произведения, активно занялся графикой. Изданные крошечными тиражами, эти открытки и книги представляют теперь огромную ценность.
Выйдя из «Бубнового валета», в 1912 он организовал выставки «Ослиный хвост», где экспонировались его работы из «солдатской серии», написанной после службы в армии в 1910, в частности «Отдыхающий солдат» (1911), где добродушный житейский юмор перемежается с драматическим гротеском, и «Мишень» (1913). В 1913 совместно с И. М. Зданевичем и М. В. Ле-Дантю Ларионов устраивал экстравагантные «футуристические прогулки» по Москве, вошедшие в число первых хэппенингов, и вместе с И. М. Зданевичем же опубликовал манифест «Почему мы раскрашиваемся».
На выставках «Мишени» Ларионов представил работы из незавершенного цикла «Венеры» и четыре холста «Времена года» (1912), расцененные критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. «Мишень» стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. В 1913 на диспуте «Мишени» «Восток, национальность и Запад» он четко заявил о своей «восточной» ориентации и сделал доклад о лучизме — новой концепции абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», где формы образовывались в результате пересечения лучей, отраженных от различных предметов.
В том же 1913 Ларионов опубликовал брошюру «Лучизм», манифест «Лучисты и будущники», в которых сформулировал теорию нового течения.
На выставке «Мишени» и на последующих выставках экспонировались лучистские картины Ларионова «Петух и курица», «Лучистая скумбрия и колбаса», «14. Футуристы, лучисты, примитив» (все — 1914), «1915 год» и другие.
В 1915 по приглашению С. П. Дягилева участвовать в его антрепризе вместе с женой уехал в Париж. Присоединившись к труппе «Русского балета» оформил балеты «Русские сказки» на музыку А. К. Лядова (1916), «Шут» С. С. Прокофьева (1921), «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» И. Ф. Стравинского (1922) и др. В 1920-х Ларионов стал художественным советником Дягилева, который под его влиянием пригласил к сотрудничеству художников-модернистов.
В живописи этого периода мастер вернулся к ранней, фигуративной манере письма, к камерному жанру и натюрморту. Он активно занимался графикой, участвовал в выставках, серьезно увлекся коллекционированием. В последние годы жизни много времени уделял литературному труду — писал воспоминания, статьи о русском искусстве.
По завещанию А. К. Томилиной (второй жены Ларионова), значительная часть его творческого наследия в 1988 передана Третьяковской галерее, где сейчас в основном и хранятся работы художника. Произведения Ларионова находятся в ГРМ и других музейных коллекциях и частных собраниях в России и за рубежом.

Женщина в шарфе. 1921

Бумага, акварель; 44,5×22 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев

Полосатый кот. 1920-е

Бумага, уголь; 31×24 см