Живопись

Григорьев Борис Дмитриевич. 1886–1939

Живописец, график.
В 1903–1907 посещал Строгановское художественно-промышленное училище в Москве, затем до 1913 в качестве вольнослушателя занимался в петербургской Академии художеств у А. А. Киселева и Д. Н. Кардовского.
В 1909 он вошел в состав «Студии импрессионистов» — объединения молодых художников, творчески близких к футуристам. Познакомился с Д. Д. Бурлюком и В. В. Хлебниковым, посещал группу «Треугольник» под руководством Н. И. Кульбина.
В 1909–1913 Григорьев много путешествовал и жил в Европе (в Париже, Австрии, Скандинавии). В 1913 художник вошел в объединение «Мир искусства», на выставках которого активно экспонировались его работы, в основном большая серия парижских рисунков «Интимность», темой которой стали типажи непарадного Парижа. Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели вдохновили Григорьева на создание нескольких тысяч рисунков, отточили мастерство художника, научили его руку беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры. Цикл «Интимность» сделал Григорьева известным и признанным живописцем, критика отнеслась к нему благожелательно.
С 1911 Григорьев публиковал свои рисунки в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», оформлял русский фольклор. В 1915–1916 совместно с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры литературно-артистического кабаре «Приют комедиантов». К этому времени уже сформировались типические черты стиля художника — с изысканной, гибкой линией в качестве доминирующего начала формы.
Несмотря на близость с футуристами, мастер избегал крайних форм авангарда. Его образы стремились к натурподобию, что естественно привело Григорьева к созданию одного из лучших и знаменитейших циклов «Расея», изданного в 1918 в виде альбома с текстами П. Е. Щеголева, Н. Э. Радлова и самого художника. В цикле отразилось восприятие столичной артистической интеллигенцией послереволюционной деревни и вообще всяких явлений жизни, неподвластных разделению на гротескный и серьезный, реальный и условный планы. Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии.
В 1918 Григорьев вступил в члены 1-го профессионального союза художников в Петрограде и преподавал в Строгановском училище. В 1919 он тайно покинул Россию, поселившись сначала в Берлине, а в 1921 переехал в Париж. Он много путешествовал, с 1927 поселился в Кань-сюр-Мер, близ Ниццы.
Все эти годы Григорьев по-прежнему был очень популярен. Он плодотворно работал как пейзажист и портретист; переиздал свою «Расею» на русском и французском (1921, 1922) и дополнил ее новым альбомом «Лики России» (на французском и английском языках; 1923, 1924). Последнее издание включало в себя, в частности, портреты актеров МХАТа.
В 1926 Григорьев написал портрет М. Горького (сейчас хранится в музее писателя в Москве) — лучший, по словам самого художника, из его портретов. Горький изображен на нем в образе кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне».
Художник сотрудничал с журналами «Жизнь», «Русь», «Русский эмигрант» и другими, оформлял книги.
1928–1929 провел в США, где занимался преподавательской деятельностью в Академии Художеств в Сантьяго. Однако в 1930 он уже вернулся во Францию, привлеченный новым монументальным проектом — полотном «Лики мира», которое Григорьев посвятил Лиге наций. В 1932 эта картина была приобретена правительством Чехословакии.
В последнее десятилетие своей жизни художник работал главным образом как иллюстратор. В 1931 он создал циклы рисунков к «Детству» М. Горького, а в 1932–1933 — к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (собственность семьи художника).
В эти же годы у него состоялись персональные выставки в Париже, Милане, Праге, Нью-Йорке, Чикаго.
В 1936 Григорьев еще раз отправился в путешествие по Латинской Америке.

Ферма с барашками. Первая половина — середина 1920-х

Холст, масло; 52,5×72,5 см
Экспертное заключение: Ю.В. Рыбакова