Русский живописец, мастер морского пейзажа.
Айвазовский И. родился в Феодосии. Рисовать он начал с раннего детства, обучался у местного архитектора. В 1831 был принят в Таврическую гимназию, а с 1833 по 1837 учился в петербургской Академии Художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева и французского мариниста Ф. Таннера, который обучил Айвазовского основным приемам изображения воды.
В 1840 Айвазовский в числе других пансионеров Академии художеств отправился в Рим для продолжения образования и усовершенствования техники пейзажной живописи. Он изучал классическое искусство в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посетил Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию. В короткое время Айвазовский стал одним из самых знаменитых европейских живописцев. У него прошли выставки во многих городах мира, в частности известная выставка в Париже в 1843.
В 1844 он вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств.
Живопись Айвазовского 1840-х — 1850-х отмечена сильным воздействием романтических традиций К. П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно К. П. Брюллову, он стремился к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С Брюлловым Айвазовского роднило блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения.
Кроме пейзажей, Айвазовский писал немало исторических батальных картин, повествующих о победных сражениях русского флота. Его манера ярко проявилась в полотне «Чесменский бой» (1848), посвященном выдающемуся морскому сражению 1770 года, — одной из ранних батальных картин мастера.
Айвазовский был последним представителем романтического направления в русской живописи. Духом эпической героики пронизаны такие романтические произведения второй половины 1840-х — 1850-х, как «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).
Со временем повышенная яркость световой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах («Черное море», 1881), сдержанных по цвету, Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. В конце жизни Айвазовский написал довольно много картин в серой гамме. Некоторые из них — совсем небольшие — написаны в течение одного-двух часов и отмечены очарованием вдохновенных импровизаций.