Графика

Добужинский Мстислав Валерианович. 1875–1957

Живописец, график, театральный художник, мастер книжной иллюстрации.
В 1895–1899 учился на юридическом факультете Петербургского университета.
В 1884–1885 посещал классы рисовальной школы Общества Поощрения художеств в Петербурге, в 1897–1899 учился в мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского, в 1901–1902 В. В. Матэ и в 1899–1901 мюнхенских студиях А. Ажбе и Ш. Холлоши. В 1902 стал участником объединения «Мир искусства». Много занимался иллюстрацией, оформлял ведущие литературно-художественные журналы: «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон», иллюстрировал произведения русской классики — М. Ю. Лермонтова, Ю. К. Олеши, Ф. М. Достоевского и др. В 1924 покинул Россию, жил и работал в Литве, Франции, Англии, США. Продолжал заниматься театральной декорацией, оформлял спектакли в Париже, Лондоне, Нью-Йорке. Произведения представлены в крупнейших музейных собраниях — Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и др.

Эскиз декорации ко II акту («Кабинет Голицына») оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского. 1949

Бумага на картоне, графитный карандаш, акварель, белила, тушь, перо, кисть; 32×45 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев
Провенанс: собрание Р. М. Добужинского, сына художника

Эскиз был исполнен для постановки «Хованщины» в Метрополитен-опера (1949) в Нью-Йорке. Это была одна из блестящих работ Добужинского как театрального художника и по праву считалась одной из лучших сценических интерпретаций М. П. Мусоргского.

Портрет жены. 1936

Бумага, уголь; 37,5×28,4 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев

В 1899 Мстислав Добужинский женился на Елизавете Осиповне Волькенштейн (1876–1965), племяннице известных юристов Михаила Филипповича (Моисея Фишелевича) Волькенштейна (1859–1934) и Льва Филипповича (Исаака-Лейба Фишелевича) Волькенштейна (1858–1935), гимназических товарищей А. П. Чехова.

Остия Антика. 1953–54

Бумага, черный карандаш, акварель; 30,3×23 см (в свету)
Экспертное заключение: В. С. Силаев

Половец. Эскиз костюмов для постановки оперы Князь Игорь. 1932

Бумага, карандаш, тушь, акварель, белила, серебряная и золотая краска; 31×24,4 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев

Половчанка. Эскиз костюмов для постановки оперы Князь Игорь. 1932

Бумага, карандаш, тушь, акварель, белила, серебряная и золотая краска; 31×24,4 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев

Эскиз к постановке «Копелия». 1945

Бумага, смешанная техника; 25×34,5 см

Эскиз к постановке в Нью-Йоркской Опере. 1952

Бумага, смешанная техника; 18×29 см