Графика

Бенуа Александр Николаевич. 1870–1960

Живописец, график, художник театра, иллюстратор, искусствовед.
Родился в семье архитектора Н. Л. Бенуа. В 1885–1890 учился в гимназии К. И. Мая и посещал классы Академии художеств. В 1894 окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1897 приобрел известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением пребывания в Париже и Версале. В 1898 организовал кружок единомышленников, не принявших академическое и передвижническое направление в искусстве, организовано издание журнала «Мир искусства». В 1901 приступил к изданию журналов «Художественные сокровища России» и «Старые годы». В 1908–1911 — художественный руководитель антрепризы С. П. Дягилева в Париже. В 1918 работал художником и режиссером в Мариинском театре. С 1919 заведовал картинной галереей Эрмитажа. В 1926 эмигрировал в Париж. Оформлял спектакли во многих театрах Европы и Америки. Произведения представлены в крупнейших музейных собраниях — Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и др.

Эскиз декорации к постановке комедии «Слуга двух господ» К. Гольдони. 1920

Бумага, графитный карандаш, акварель, белила, тушь, перо, кисть; 35×53,3 см
Публикации: М. Эткинд «Александр Николаевич Бенуа. 1879–1960» Л.-М.; 1965 (черно-белое воспроизведение)
Экспертное заключение: В. С. Силаев

Эскиз декорации «Будуар Настасьи» к I действию спектакля «Идиот» по одноименному роману Ф. М. Достоевского. 1925

Бумага, графитный карандаш, акварель, белила, тушь, перо; 24,6×40 см
На обороте авторская надпись
Экспертное заключение: В. С. Силаев

Эскиз представляет будуар Настасьи Филипповны, был создан для инсценировки Ф. Нозьера по роману Ф. М. Достоевского «Идиот».
Работая над этим спектаклем Бенуа создал целую сюиту акварельных эскизов декораций и костюмов, построенных на изучении иконографических материалов конца 1860-х гг.

Эскиз декорации к постановке балета «Царевна лебедь» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (по мотивам оперы «Сказка о царе Салтане»). 1928

Бумага, графитный карандаш, акварель, белила; 27,5×36,1 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев

Эскиз создан к третьему акту балета «Царевна лебедь» для трупы Иды Рубинштейнв Париже. Художник плодотворно сотрудничал с танцовщицей, рисунок представляет один из редких образцов этого периода творчества А. Н. Бенуа.

Эскиз декорации к балету «Жизель» А. Адана. 1945

Бумага, графитный карандаш, акварель, белила, тушь, перо; 35,5×51 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев

По всей вероятности, эскиз был выполнен для постановки балета «Жизель» в знаменитом театра Ла Скала (Милан), где директором постановочной части был сын художника Н. А. Бенуа, с которым он сотрудничал в то время.

Пейзаж со снопом. Конец 1920-х-начало 1930-х

Бумага «верже», графитный карандаш, акварель; 22,5×34,5 см
На оборотной стороне набросок графитным карандашом.
Экспертное заключение: В. С. Силаев