Графика

Артемов Георгий Калистратович. 1892–1965

Русский живописец, график, скульптор, сценограф. Сын военного врача и атамана станицы Урюпинская. Мать была медицинским работником, рисовала, интересовалась театром. В 1899–1905 учился в Новочеркасском Донском Императора Александра III кадетском корпусе. В 1906–1907 посещал в Ростове-на-Дону рисовальные классы, возглавляемые И. С. Богатыревым, выпускником Российской Академии художеств, и А. С. Чиненовым, методы преподавания которого получили признание на всемирной выставке в Париже. В 1910 приехал в Москву и поступил в МУЖВЗ в мастерскую К. А. Коровина В 1911 г. провел в Ростове-на-Дону персональную выставку, на которой представил около 50 работ: портреты и натюрморты. Участвовал в выставках Общества изящных искусств в 1912–1914 и др. В 1913 Артёмов приехал в Париж, нашел приют у О. Цадкина, который ввел его в круг художников-монпарнасцев. C началом Первой мировой войны вступил в 1-й Иностранный полк. В 1915 был тяжело ранен в Шампани, награждён Военным Крестом и направлен на длительное лечение в Савойю. В 1920 эмигрировал в Константинополь. В 1921 вступил в Союз русских художников за рубежом и выставлялся в Таксиме в казарме Мак—Маона. Здесь познакомился с молодой художницей Лидией Никаноровой, которая позже стала его женой. В 1924 семья переехала на Корсику. В 1925 Георгий и Лидия вступили в Союз русских художников в Париже. Георгий занимался скульптурой, писал натюрморты с рыбами и пейзажи. В 1927–1938 участвовал в выставках в Салоне художников-декораторов, входил в ассоциацию художников-анималистов и участвовал в ее выставках в галерее Э. Брандта в Париже. Работал как скульптор и живописец, создавал скульптуры, барельефы и горельефы из дерева африканских пород. Главные темы пластики ― женские фигуры и животные. В живописном творчестве преобладали портреты и натюрморты. В апреле 1930 провел совместно с женой выставку в галерее R. Zivy. В 1927 г. получил серебряную медаль салона Общества французских художников, в 1928 — золотую медаль Салона художников-декораторов, в 1937 — золотую медаль за деревянные скульптуры животных на Всемирной выставке в Париже. В 1940 Артёмов бежал на юг, в Кастельнодари, потом в Тулузу. Работал в монументальном жанре: создал витраж для церкви Криста Руа и два панно «Охота на львов». Вскоре художник переехал в Сорез, где прожил десять лет и женился вторично на художнице Жанне Астр. В 1945 у них родилась дочь Мария. В 1952 семья переехала в Ревель, где Мастерская Артёмова стала настоящим центром культурной жизни города. Умер после продолжительной болезни в 1965, похоронен в Водрее. Посмертные выставки состоялись в Муниципальном театре в Каркассонне (1968), Городском культурном центре Тулузы (1975, 1992), мастерской художника в Ревеле (1980), в Центре Терон-Перье в Кастре (1990), Бонифачо (1992).

Молодая мать с обнаженной грудью. 1940-е

Калька, графитный карандаш, пастель; 65×46,5 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев
Провенанс: собрание дочери художника Мари Артёмовой-Теста. Подлинность работы заверена владелицей 28 июня 2012 г.

Пастель «Молодая мать с обнаженной грудью» — виртуозная работа замечательного художника «русского зарубежья» Артёмова Г.К., творчество которого, без сомнения, заслуживает пристального внимания и изучения. Данный рисунок — своеобразная трактовка и художественное воплощение мастером традиционного сюжета «Мадонна с младенцем». Лист выполнен в характерной для художника манере — раскрепощенной, динамичной, с уверенными, плавными и чувственными линиями, демонстрирующей великолепные академические навыки и стремление к новациям.

Благовещение. Около 1940-го

Калька, пастель; 64,5×46 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев
Провенанс: собрание дочери художника Мари Артёмовой-Теста. Подлинность работы заверена владелицей 28 июня 2012 г.

Пастель «Благовещение» — работа из религиозного цикла произведений художника. В процессе создания рисунка художник тщательно обдумывал композиционное решение и манеру письма: строгая ритмическая организация, сложные цветовые отношения, плавные текучие линии.

Портрет Арлетт. Около 1944-го

Калька, пастель; 71,5×46 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев
Провенанс: собрание дочери художника Мари Артёмовой-Теста. Подлинность работы заверена владелицей 28 июня 2012 г.

Портретное сходство рисунка с моделью соседствует с умением мастера передать настроение и психологическое состояние портретируемой.

Обнаженная. Этюд к картине «Весна». 1960-е

Калька, чёрный карандаш, сангина, соус; 95×53 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев
Провенанс: собрание дочери художника Мари Артёмовой-Теста. Подлинность работы заверена владелицей 28 июня 2012 г.

Рисунок выполнен мягкими материалами, удивительно точно и тонко подчеркивающими красоту пластики и форм изображения, в нем ощущается и мощь, и темперамент, и эмоциональность идеи. Фигура изображена в сложном ракурсе. Внимательно анатомически выстроенная, подчеркнуто резковатая, она отличается от других женских образов Артемова исключительной женственностью.

Арлекин с гитарой. 1950-е

Бумага, графитный карандаш, сангина; 78×65 см
Экспертное заключение: В. С. Силаев
Провенанс: собрание дочери художника Мари Артёмовой-Теста. Подлинность работы заверена владелицей 28 июня 2012 г.

Работа принадлежит зрелому периоду творчества художника; исполнена с применением достижения современных автору пластических новаций и открытий. Артёмов не раз обращается к образу Арлекина в своем творчестве. Перед нами всем известный герой итальянской комедии дель арте Арлекин, Арлекин-романтик, обаятельный, переживающий. Этому образу вторит композиционное решение рисунка: антураж, положение фигуры в пространстве листа, будто тесного, сковывающего, не дающего петь в полный голос, прибавляя глубины образу героя-романтика. Линии рисунка строгие, четкие и плавные, замкнутые, почерк великолепного мастера графики.